Шахматный ляп у Артура Переса-Реверте

Обсуждение остальных околокультурных вопросов (книги, фотография и т.п.)

Модераторы: Азарапетыч, Администрация

Ответить
Бирюков Сергей
Белинский по натуре
Белинский по натуре
Сообщения: 75
Зарегистрирован: 06 фев 2012, 20:19

Шахматный ляп у Артура Переса-Реверте

Сообщение Бирюков Сергей »

Не понимаю, почему никто все еще не поднял столь ожидаемой темы!
Ведь книга не столько интересна сама по себе ( кажется, Дэн Браун, учился по ней писать свои бестселлеры ), но и с точки зрения шахматиста: в книге "обыгрывается" шахматная позиция нарисованная на картине якобы реально жившего живописца эпохи Возрождения Ван Гюйса. Вокруг самой картины, изображенных на ней игроков, шахмат и персонажей книги закручивается детективный сюжет, в котором шахматная игра перемешивается с реальной жизнью, а игроки с фигурами, и непонятно кто есть кто.
Думаю, что было бы интересно познакомится с книгой не просто для "легкого чтения", но и для того чтобы решить некоторые шахматные задачи, которые она ставит. Например, лично мне было бы интересно узнать, возможна ли упомянутая позиция в реальной партии. Для тех, кто книги не читал вот она:

Изображение
Перес-Реверте строит свой роман на шахматных мотивах, ПРИ ЭТОМ АБСОЛЮТНО НИЧЕГО В ШАХМАТАХ НЕ ПОНИМАЯ. Человеку с каким-никаким опытом практического шахматиста невозможно читать опус Реверте без чувства всевозрастающей неловкости.
Сюжет крутится вокруг некой картины 15 века под названием "Игра в шахматы". На ней два субъекта разыгрывают партию, причем расположение фигур - т.е. ПОЗИЦИЮ - на доске можно легко воспроизвести. В картине оказывается скрыта некая надпись по-латыни "КТО УБИЛ РЫЦАРЯ?", что, по мнению автора, можно также перевести "по-шахматному" вопросом "Кто съел коня"... Ну и т.д. Кто читал - тому сюжет воспроизводить не надо, кто не читал - тому и знать не стоит.
Должен признаться, что по первым страницам я отнесся к Пересу вполне благожелательно: да, стиль несколько напыщенный, да, как-то многовато в описаниях всяких красивостей, да, главная героиня как-то уж чересчур положительна и благополучна. Но, в общем, не раздражает, а сюжет обещает быть действительно сложным и увлекательным...
Но потом дело доходит до непосредственно партии - и тут начинаются чудеса! Все высокоумные расуждения персонажей ВОКРУГ предполагаемой позиции разбиваются в глазах читателя, когда автор рискует ПОКАЗАТЬ позицию - т.е. воспроизвести шахматную диаграмму.
При одном взгляде на нее ЛЮБОЙ мало-мальски играющий в шахматы человек без тени сомнения скажет: такая позиция НЕ МОГЛА возникнуть в РЕАЛЬНОЙ партии. Перед нами - типичное нагромождение фигур, более всего характерное для шахматных задач. Эту точку зрения даже не стоит хоть как-то обосновывать - ОНА САМООЧЕВИДНА.
Тем не менее НИКТО из персонажей романа эту очевидную ИСКУССТВЕННОСТЬ позиции почему-то не замечает - даже несмотря на то, что к ее анализу привлечен будто бы некий "величайший шахматист" по имени Муньос.
Дальше - больше. Собственно ретроспективный анализ приведенной искуственной позиции на тему "кто (какая фигура) съела белого коня" для любого шахматиста "от первого разряда и выше" не представляет особого труда. Выжать из позиции можно немного:
1. Черную ладью А8 сожрал или белый конь, или чернопольный слон (на b8, после того как черная пешка с съела коня на b6)
2. Белая пешка b съела черного чернопольного слона на с5 или с3, после чего "своим ходом" дошла до с6.
3. Черная пешка с дошла до а5, сожрав недостающих нынче на доске белого коня и чернопольного слона - с7:b6:а5.
4. Остальные недостающие фигуры могли съесть миллионом различных способов, воспроизвести которые не представляется возможным.
5. Если в позиции на доске ход белых, то последний ход черных - Фb2-c2.

Вот, собственно, и все, что из этой позиции можно "выжать", не вступая в окончательный конфликт со здравым смыслом. Впрочем, ответ на поставленный вопрос мы находим: "рыцаря", т.е. белого коня, "убила" черная пешка c7 (cейчас она стоит на а5). Этот вывод прекрасно согласуется с данными исторической хроники, по которой Роже Аррасского убил как раз "пешка" (т.е. пехотинец, рядовой арбалетчик).
Тут, казалось бы, и сказке конец. Все ясно.
Ан нет! Вместо этого очевидного решения "великий шахматист" Муньос при полном попустительстве автора начинает громоздить одну нелепицу на другую.
Он задается вопросом - а как белые пошли перед тем, как черные ответили несомненным Фc2-b2? Понятно, что никаких внутренних императивов позиция не содержит. Белые могли пойти КАК УГОДНО.
Два дня Муньос "думает", и его "осеняет": Белые пошли K (!) b4-c2! ЗАЧЕМ?! "Великий шахматист", не моргнув глазом, объясняет: конь ушел, для того чтобы ладьи могли напасть на ферзя!
Дичь какая-то. Если белые хотели с темпом отвести коня, зачем же они поставили его под бой того же ферзя на с2? Почему не пошли, скажем, Kd5?
Но ни нелепость исходной позиции, ни абсолютно бессмысленная "подстава" своего коня белыми ни "великого шахматиста", ни кого-либо еще из персонажей ни капли не смущают. Они почему-то сразу принимают абсурдный ход Kb4-c2 за непреложный факт и торжествуют: ага, так вот кто "убил" коня! Черная "королева"!

Но постойте, господа! Ведь тут в таком случае выходит НЕУВЯЗОЧКА: если за ход до исходной позиции белый конь, по уверению "великого шахматиста", еще жив - ТО, СПРАШИВАЕТСЯ, КОГО ЖЕ "СЪЕЛА" ЧЕРНАЯ ПЕШКА С7 в своем пути на а5?
Где-то уже ближе к концу романа "великий шахматист" вскользь бросает фразу, что, дескать, эта пешка побила "пешку и слона".
Ну, в общем, объяснение выглядит единственно возможным: белая пешка "а" жива, стоит на а6; значит, черная с7 побила белого слона и белую пешку b (очевидно, на b6). Но, простите: А ОТКУДА В ТАКОМ СЛУЧАЕ ВЗЯЛАСЬ БЕЛАЯ ПЕШКА НА С6?!
Это не может быть пешка с (она стоит на с3), или пешка d (стоит на исходной). По всему выходит, что это может быть только белая пешка g! Каково? Выходит, она прошла по единственному маршруту: g2:f3:e4:d5:c6.
Хм! Но кого же эта пешка "взяла" по дороге? До е4 понятно - это были черные пешки f и е; но ДАЛЬШЕ? Ферзевая ладья черных погибла "не отходя от кассы" - ее съели на а8 или b8. Сожранный черный слон ЧЕРНОПОЛЬНЫЙ, и его никак не могли съесть на БЕЛОЙ ДИАГОНАЛИ.
Вывод прост: при принятии допущения Муньоса о 0. Кс2 - Ф:с2 исходная позиция невозможна ПРИ НАЧАЛЬНОМ КОМПЛЕКТЕ ФИГУР.
Лазейка для Муньоса (и Переса-Реверте) все же есть: придется учесть возможное превращение пешек. Черные МОГЛИ БЫ провести на g1 и h1 парочку ферзей, а потом любезно подставить их последовательно под белую пешку на полях d5 и c6. Или еще проще: белые провели свою пешку h, превратили ее в третью ладью, а потом подставили ее на поле b6 под черную с.
Да, теоретически возможно: но как тогда вообще можно называть этот взаимный кооператив реальной партией?
Не верно ли будет сказать, что гипотеза о взятии белого коня ферзем - ОСНОВНАЯ для романа - оказывается при ближайшем рассмотрении откровенной НАТЯЖКОЙ, одним из НАИМЕНЕЕ РЕАЛЬНЫХ ходов в предполагаемой шахматной партии, изображеной художником?
Таким образом, почти все рассуждения автора о шахматах в романе "Фламандская доска" - ЛИПА. Автор просто не понимает, о чем пишет, и волей-неволей выставляет дураками практически всех своих главных героев.

Аватара пользователя
tola
Графоман со стажем
Графоман со стажем
Сообщения: 789
Зарегистрирован: 08 май 2011, 11:15
Пол: Мужской

Re: Шахматный ляп у Артура Переса-Реверте

Сообщение tola »

Вам интересно :shock: Купите компьютер ](*,) Не подскажете, а шахматные форумы существуют? :cry:

Ответить

Вернуться в «Прочая культура»