ТРИЗовская задачка
Модераторы: Азарапетыч, Администрация
- Шшок
- Акула пера
- Сообщения: 9094
- Зарегистрирован: 28 ноя 2003, 14:05
- Пол: Мужской
- Откуда: С большой дороги.
ТРИЗовская задачка
Поскольку при решении задачки про Ивана и Горыныча мы с вами мимоходом затронули тему ТРИЗа, я предлагаю вам сообща решить одну интереснейшую (ИМХО) задачку, взятую из совершенно реальной жизни. Я вам подробнейшим образом опишу некую реальную ситуацию, в которой есть некая техническая проблема. А вы попробуете совместными усилиями найти решение этой проблемы. Вы можете обсуждать проблему прямо в топике. Устраивайте брейнсторминг, делитесь идеями - в общем, творите. А я буду время от времени комментировать.
Учтите, что любая техническая проблема, в принципе, может иметь несколько совершенно разных решений. Вам предстоит попытаться найти самое СИЛЬНОЕ решение задачи. ТРИЗ считает решене сильным, если оно удовлетворяет следующим критериям:
1. Полностью устраняет имеющуюся проблему.
2. При этом не порождает других проблем, а если и порождает, то эти проблемы должны быть легко устранимы.
3. Решение должно быть воплотимым в жизнь с помощью МИНИМАЛЬНЫХ затрат труда и денег.
После того, как вы объединенными усилиями выйдете на то решение, которое вам самим покажется наилучшим, я на ваших глазах проанализирую эту задачу по алгоритму ТРИЗ, и вы сами увидите, как этот алгоритм выведет меня на практически идеальное решение задачи.
Итак, описываю ситуацию.
На въезде на один из израильских нефтеперерабатывающих заводов установлен шлагбаум. Шлагбаум выглядит так: из земли в несколько рядов торчат острые шипы, проехать по которым лучше не пытаться - сразу же пропорешь шины. За этими шипами - обычный закрытый шлагбаум типа железнодорожного. У каждого водителя, имеющего право въезда на завод, есть магнитная карточка. Подъехав к заводу, водитель проводит карточкой по считывающему устройству, расположенному в 10 метрах перед шипами. Если аппарат принял карточку, то шипы сразу же уходят в землю, шлагбаум открывается - и можешь проезжать. Как только проехал, шипы снова выходят из земли, а шлагбаум закрывается до следующей машины.
Я в свое время практически каждый день ездил на этот завод. И я обратил внимание на то, что раз в неделю этот шлагбаум регулярно ремонтируют. В один прекрасный день я не выдержал, и спросил у работяг, какого черта они так часто возятся со шлагбаумом. И вот что они мне сказали:
- Мужик, а ты сам подумай: тут каждый день проезжает порядка трехсот машин. Электромотор, приводящий в движение весь этот механизм, находится в крошечном подземном отсеке, закрытом массивной бетонной крышкой. Вентиляция в нем очень паршивая. И этот несчастный электромотор в таких адских условиях выдерживает всего лишь полторы - две тысячи срабатываний шлагбаума, а потом просто-напросто сгорает. Мы его увозим в ремонт, а вместо него устанавливаем новый, который через недельку также сгорает. И иди-ка ты отсюда, не мешай работать.
Я задумался. Что же надо сделать, чтобы всю эту систему не приходилось бы ремонтировать каждые семь дней. И я нашел-таки решение.
Предлагаю вам тоже подумать. Дерзайте!
Учтите, что любая техническая проблема, в принципе, может иметь несколько совершенно разных решений. Вам предстоит попытаться найти самое СИЛЬНОЕ решение задачи. ТРИЗ считает решене сильным, если оно удовлетворяет следующим критериям:
1. Полностью устраняет имеющуюся проблему.
2. При этом не порождает других проблем, а если и порождает, то эти проблемы должны быть легко устранимы.
3. Решение должно быть воплотимым в жизнь с помощью МИНИМАЛЬНЫХ затрат труда и денег.
После того, как вы объединенными усилиями выйдете на то решение, которое вам самим покажется наилучшим, я на ваших глазах проанализирую эту задачу по алгоритму ТРИЗ, и вы сами увидите, как этот алгоритм выведет меня на практически идеальное решение задачи.
Итак, описываю ситуацию.
На въезде на один из израильских нефтеперерабатывающих заводов установлен шлагбаум. Шлагбаум выглядит так: из земли в несколько рядов торчат острые шипы, проехать по которым лучше не пытаться - сразу же пропорешь шины. За этими шипами - обычный закрытый шлагбаум типа железнодорожного. У каждого водителя, имеющего право въезда на завод, есть магнитная карточка. Подъехав к заводу, водитель проводит карточкой по считывающему устройству, расположенному в 10 метрах перед шипами. Если аппарат принял карточку, то шипы сразу же уходят в землю, шлагбаум открывается - и можешь проезжать. Как только проехал, шипы снова выходят из земли, а шлагбаум закрывается до следующей машины.
Я в свое время практически каждый день ездил на этот завод. И я обратил внимание на то, что раз в неделю этот шлагбаум регулярно ремонтируют. В один прекрасный день я не выдержал, и спросил у работяг, какого черта они так часто возятся со шлагбаумом. И вот что они мне сказали:
- Мужик, а ты сам подумай: тут каждый день проезжает порядка трехсот машин. Электромотор, приводящий в движение весь этот механизм, находится в крошечном подземном отсеке, закрытом массивной бетонной крышкой. Вентиляция в нем очень паршивая. И этот несчастный электромотор в таких адских условиях выдерживает всего лишь полторы - две тысячи срабатываний шлагбаума, а потом просто-напросто сгорает. Мы его увозим в ремонт, а вместо него устанавливаем новый, который через недельку также сгорает. И иди-ка ты отсюда, не мешай работать.
Я задумался. Что же надо сделать, чтобы всю эту систему не приходилось бы ремонтировать каждые семь дней. И я нашел-таки решение.
Предлагаю вам тоже подумать. Дерзайте!
- Semak
- Акула пера
- Сообщения: 7894
- Зарегистрирован: 13 май 2004, 18:30
- Пол: Мужской
- Откуда: Москва
- Контактная информация:
Если рассуждать совсем "по ШШоковски" (пардон, по ТРИЗ-овски), то мотор нужно совсем убрать (с ним уберется и проблема).
Осталось лишь решить, как без мотора убирать шипы и поднимать шлагбаум. Насколько я понял вводную, нанимать сторожа - это чрезмерный расход денег, так что надо оставить считыватель карточки и некое ЦПУ, управляющее чем-то...
P.S. Решение было рассказано людям в реальной жизни? Систему заменили?
Осталось лишь решить, как без мотора убирать шипы и поднимать шлагбаум. Насколько я понял вводную, нанимать сторожа - это чрезмерный расход денег, так что надо оставить считыватель карточки и некое ЦПУ, управляющее чем-то...
P.S. Решение было рассказано людям в реальной жизни? Систему заменили?
Каждой хорошенькой девушке - по плохому танцору!
Хотите научиться играть в бридж? Тогда вам СЮДА
Хотите научиться играть в бридж? Тогда вам СЮДА
А мне первое приходит в голову переместить обычный железнодорожный шлагбаум к считывающему устройству и установить на нём датчики, которые, при нарушении целостности шлагбаума (если злоумышленник его протаранил), дают сигнал шипам выдвигаться. 10 метров, может и хватит? Зависит от скорости выдвижения шипов. А так - пусть они всегда будут задвинутыми. Мотору придётся работать исключительно редко. А расходы по переустановке шлагбаума быстро окупятся.
- Шшок
- Акула пера
- Сообщения: 9094
- Зарегистрирован: 28 ноя 2003, 14:05
- Пол: Мужской
- Откуда: С большой дороги.
Это очень интересный вопрос.Semak писал(а):
P.S. Решение было рассказано людям в реальной жизни? Систему заменили?
Этот шлагбаум - типовой, и установлен он на многих разных предприятиях. Я о своей идее вообще никому не говорил, но точно знаю, что на ОДНОМ из предприятий сделали именно то, до чего дошел я в своих рассуждениях. Видимо, они независимо от меня пришли к такому же решению.
- Шшок
- Акула пера
- Сообщения: 9094
- Зарегистрирован: 28 ноя 2003, 14:05
- Пол: Мужской
- Откуда: С большой дороги.
Один и тот же мотор приводит в движение и шипы, и шлагбаум.Тоня писал(а):А мне первое приходит в голову переместить обычный железнодорожный шлагбаум к считывающему устройству и установить на нём датчики, которые, при нарушении целостности шлагбаума (если злоумышленник его протаранил), дают сигнал шипам выдвигаться. 10 метров, может и хватит? Зависит от скорости выдвижения шипов. А так - пусть они всегда будут задвинутыми. Мотору придётся работать исключительно редко. А расходы по переустановке шлагбаума быстро окупятся.
- Tulius
- Популярный автор
- Сообщения: 4296
- Зарегистрирован: 16 янв 2005, 16:05
- Пол: Женский
- Откуда: Санкт-Петербург
- Контактная информация:
А если датчик, установленный на контроле, будет лишь разблокировать систему? А шипы и шлагбаум будут приводиться в движение чисто механическим устройством. Допустим, вставляется карта, снимается блок с устройства, машина едет, проезжая по некой пластине-педали, нажимает на рычаг, шипы опускаются, шлагбаум поднимается. Когда машина отъезжает, устройство вновь "защелкивается", встает на блок - типа собачки в замке.
- Semak
- Акула пера
- Сообщения: 7894
- Зарегистрирован: 13 май 2004, 18:30
- Пол: Мужской
- Откуда: Москва
- Контактная информация:
Re: ТРИЗовская задачка
Другое направление - обеспечить электромотору нормальную вентиляцию. Чем обусловлена необходимость:Shshok писал(а):Электромотор, приводящий в движение весь этот механизм, находится в крошечном подземном отсеке, закрытом массивной бетонной крышкой. Вентиляция в нем очень паршивая. И этот несчастный электромотор в таких адских условиях выдерживает всего лишь полторы - две тысячи срабатываний шлагбаума, а потом просто-напросто сгорает.
а) подземного помещения
б) маленького
в) невентиллируемого
Третье направление - заменить электромотор на бензомотор, благо нефтяной завод. Мотор, что в машине, не боится подобных адских условий, почему бы не перенести подобную модельку и туда? С системой охлаждения, разумеется. (правда затраты на разработку и замену - огого будут)
Каждой хорошенькой девушке - по плохому танцору!
Хотите научиться играть в бридж? Тогда вам СЮДА
Хотите научиться играть в бридж? Тогда вам СЮДА
- Tulius
- Популярный автор
- Сообщения: 4296
- Зарегистрирован: 16 янв 2005, 16:05
- Пол: Женский
- Откуда: Санкт-Петербург
- Контактная информация:
Значит, речь идет о том, чтобы оставить двигатель и лишь изменить свойства среды. Нужна система охлаждения.
Кстати, насчет затрат... Что дешевле: один раз потратиться на замену системы или каждую неделю покупать новый двигатель?
Кстати, насчет затрат... Что дешевле: один раз потратиться на замену системы или каждую неделю покупать новый двигатель?
Последний раз редактировалось Tulius 04 сен 2005, 11:24, всего редактировалось 1 раз.
- Шшок
- Акула пера
- Сообщения: 9094
- Зарегистрирован: 28 ноя 2003, 14:05
- Пол: Мужской
- Откуда: С большой дороги.
Re: ТРИЗовская задачка
А черт его знает. Идиоты-проектировщики чего-то не додумали. Но что есть, то есть. И надо как-то устранить проблему без радикальный изменений существующей системы.Semak писал(а): Чем обусловлена необходимость:
а) подземного помещения
б) маленького
в) невентиллируемого
- Semak
- Акула пера
- Сообщения: 7894
- Зарегистрирован: 13 май 2004, 18:30
- Пол: Мужской
- Откуда: Москва
- Контактная информация:
Двигатель стоит как раз под дорогой?
Машины проезжают по "массивной бетонной плите", закрывающей его?
Машины проезжают по "массивной бетонной плите", закрывающей его?
Каждой хорошенькой девушке - по плохому танцору!
Хотите научиться играть в бридж? Тогда вам СЮДА
Хотите научиться играть в бридж? Тогда вам СЮДА
- Tulius
- Популярный автор
- Сообщения: 4296
- Зарегистрирован: 16 янв 2005, 16:05
- Пол: Женский
- Откуда: Санкт-Петербург
- Контактная информация:
И еще на тему устранения двигателя. В конце концов, механическое решение проблемы не обязательно должно предполагать кардинальное изменение системы. Надо полагать, что существующий механизм устроен так: электродвигатель через цепную или зубчатую передачу вращает вал. От вала движение передается всевозможным рычагам, опускающим шипы и поднимающим шлагбаум. Проблема в том, как заставить влащаться вал. А здесь можно придумать механическую систему. Возможно, с применением гидравлики.
Подумайте над этим, я все же филолог, а не инженер.
Подумайте над этим, я все же филолог, а не инженер.