ТРИЗовская задачка

Логические задачи

Модераторы: Азарапетыч, Администрация

Аватара пользователя
Шшок
Акула пера
Акула пера
Сообщения: 9094
Зарегистрирован: 28 ноя 2003, 14:05
Пол: Мужской
Откуда: С большой дороги.

ТРИЗовская задачка

Сообщение Шшок »

Поскольку при решении задачки про Ивана и Горыныча мы с вами мимоходом затронули тему ТРИЗа, я предлагаю вам сообща решить одну интереснейшую (ИМХО) задачку, взятую из совершенно реальной жизни. Я вам подробнейшим образом опишу некую реальную ситуацию, в которой есть некая техническая проблема. А вы попробуете совместными усилиями найти решение этой проблемы. Вы можете обсуждать проблему прямо в топике. Устраивайте брейнсторминг, делитесь идеями - в общем, творите. А я буду время от времени комментировать.
Учтите, что любая техническая проблема, в принципе, может иметь несколько совершенно разных решений. Вам предстоит попытаться найти самое СИЛЬНОЕ решение задачи. ТРИЗ считает решене сильным, если оно удовлетворяет следующим критериям:
1. Полностью устраняет имеющуюся проблему.
2. При этом не порождает других проблем, а если и порождает, то эти проблемы должны быть легко устранимы.
3. Решение должно быть воплотимым в жизнь с помощью МИНИМАЛЬНЫХ затрат труда и денег.
После того, как вы объединенными усилиями выйдете на то решение, которое вам самим покажется наилучшим, я на ваших глазах проанализирую эту задачу по алгоритму ТРИЗ, и вы сами увидите, как этот алгоритм выведет меня на практически идеальное решение задачи.

Итак, описываю ситуацию.

На въезде на один из израильских нефтеперерабатывающих заводов установлен шлагбаум. Шлагбаум выглядит так: из земли в несколько рядов торчат острые шипы, проехать по которым лучше не пытаться - сразу же пропорешь шины. За этими шипами - обычный закрытый шлагбаум типа железнодорожного. У каждого водителя, имеющего право въезда на завод, есть магнитная карточка. Подъехав к заводу, водитель проводит карточкой по считывающему устройству, расположенному в 10 метрах перед шипами. Если аппарат принял карточку, то шипы сразу же уходят в землю, шлагбаум открывается - и можешь проезжать. Как только проехал, шипы снова выходят из земли, а шлагбаум закрывается до следующей машины.
Я в свое время практически каждый день ездил на этот завод. И я обратил внимание на то, что раз в неделю этот шлагбаум регулярно ремонтируют. В один прекрасный день я не выдержал, и спросил у работяг, какого черта они так часто возятся со шлагбаумом. И вот что они мне сказали:
- Мужик, а ты сам подумай: тут каждый день проезжает порядка трехсот машин. Электромотор, приводящий в движение весь этот механизм, находится в крошечном подземном отсеке, закрытом массивной бетонной крышкой. Вентиляция в нем очень паршивая. И этот несчастный электромотор в таких адских условиях выдерживает всего лишь полторы - две тысячи срабатываний шлагбаума, а потом просто-напросто сгорает. Мы его увозим в ремонт, а вместо него устанавливаем новый, который через недельку также сгорает. И иди-ка ты отсюда, не мешай работать.

Я задумался. Что же надо сделать, чтобы всю эту систему не приходилось бы ремонтировать каждые семь дней. И я нашел-таки решение.
Предлагаю вам тоже подумать. Дерзайте! :D

Аватара пользователя
Tulius
Популярный автор
Популярный автор
Сообщения: 4296
Зарегистрирован: 16 янв 2005, 16:05
Пол: Женский
Откуда: Санкт-Петербург
Контактная информация:

Сообщение Tulius »

Это твоя фирма сейчас решением такой проблемы занимется ;) Ну-ну...

Первое, что приходит в голову - расположить мотор в ином месте.

Второе, каким-то образом использовать энергию проезжающих машин, силу их давления на грунт для решения этой проблемы.

Аватара пользователя
Шшок
Акула пера
Акула пера
Сообщения: 9094
Зарегистрирован: 28 ноя 2003, 14:05
Пол: Мужской
Откуда: С большой дороги.

Сообщение Шшок »

Tulius писал(а):Это твоя фирма сейчас решением такой проблемы занимется ;) Ну-ну...
Да нет, все это было более 10 лет назад, и занимался этим исключительно я сам. Просто с целью попрактиковаться в ТРИЗе.

Аватара пользователя
Semak
Акула пера
Акула пера
Сообщения: 7894
Зарегистрирован: 13 май 2004, 18:30
Пол: Мужской
Откуда: Москва
Контактная информация:

Сообщение Semak »

Если рассуждать совсем "по ШШоковски" (пардон, по ТРИЗ-овски), то мотор нужно совсем убрать (с ним уберется и проблема). :)

Осталось лишь решить, как без мотора убирать шипы и поднимать шлагбаум. Насколько я понял вводную, нанимать сторожа - это чрезмерный расход денег, так что надо оставить считыватель карточки и некое ЦПУ, управляющее чем-то... :roll:

P.S. Решение было рассказано людям в реальной жизни? Систему заменили?
Каждой хорошенькой девушке - по плохому танцору!
Хотите научиться играть в бридж? Тогда вам СЮДА

Тоня
Популярный автор
Популярный автор
Сообщения: 2526
Зарегистрирован: 29 июн 2005, 21:45
Пол: Женский

Сообщение Тоня »

А мне первое приходит в голову переместить обычный железнодорожный шлагбаум к считывающему устройству и установить на нём датчики, которые, при нарушении целостности шлагбаума (если злоумышленник его протаранил), дают сигнал шипам выдвигаться. 10 метров, может и хватит? Зависит от скорости выдвижения шипов. А так - пусть они всегда будут задвинутыми. Мотору придётся работать исключительно редко. А расходы по переустановке шлагбаума быстро окупятся.

Аватара пользователя
Шшок
Акула пера
Акула пера
Сообщения: 9094
Зарегистрирован: 28 ноя 2003, 14:05
Пол: Мужской
Откуда: С большой дороги.

Сообщение Шшок »

Semak писал(а):
P.S. Решение было рассказано людям в реальной жизни? Систему заменили?
Это очень интересный вопрос.
Этот шлагбаум - типовой, и установлен он на многих разных предприятиях. Я о своей идее вообще никому не говорил, но точно знаю, что на ОДНОМ из предприятий сделали именно то, до чего дошел я в своих рассуждениях. Видимо, они независимо от меня пришли к такому же решению.

Аватара пользователя
Шшок
Акула пера
Акула пера
Сообщения: 9094
Зарегистрирован: 28 ноя 2003, 14:05
Пол: Мужской
Откуда: С большой дороги.

Сообщение Шшок »

Тоня писал(а):А мне первое приходит в голову переместить обычный железнодорожный шлагбаум к считывающему устройству и установить на нём датчики, которые, при нарушении целостности шлагбаума (если злоумышленник его протаранил), дают сигнал шипам выдвигаться. 10 метров, может и хватит? Зависит от скорости выдвижения шипов. А так - пусть они всегда будут задвинутыми. Мотору придётся работать исключительно редко. А расходы по переустановке шлагбаума быстро окупятся.
Один и тот же мотор приводит в движение и шипы, и шлагбаум.

Аватара пользователя
Tulius
Популярный автор
Популярный автор
Сообщения: 4296
Зарегистрирован: 16 янв 2005, 16:05
Пол: Женский
Откуда: Санкт-Петербург
Контактная информация:

Сообщение Tulius »

А если датчик, установленный на контроле, будет лишь разблокировать систему? А шипы и шлагбаум будут приводиться в движение чисто механическим устройством. Допустим, вставляется карта, снимается блок с устройства, машина едет, проезжая по некой пластине-педали, нажимает на рычаг, шипы опускаются, шлагбаум поднимается. Когда машина отъезжает, устройство вновь "защелкивается", встает на блок - типа собачки в замке.

Аватара пользователя
Шшок
Акула пера
Акула пера
Сообщения: 9094
Зарегистрирован: 28 ноя 2003, 14:05
Пол: Мужской
Откуда: С большой дороги.

Сообщение Шшок »

Господа, прошу вас постоянно держать в уме три критерия сильного решения. Большая часть того, что вы предлагаете, связана с серьезной переделкой существующей системы, а это дорого (критерий номер три).
Ищите решение, не связанное с кардинальной переделкой существующего механизма.

Аватара пользователя
Semak
Акула пера
Акула пера
Сообщения: 7894
Зарегистрирован: 13 май 2004, 18:30
Пол: Мужской
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: ТРИЗовская задачка

Сообщение Semak »

Shshok писал(а):Электромотор, приводящий в движение весь этот механизм, находится в крошечном подземном отсеке, закрытом массивной бетонной крышкой. Вентиляция в нем очень паршивая. И этот несчастный электромотор в таких адских условиях выдерживает всего лишь полторы - две тысячи срабатываний шлагбаума, а потом просто-напросто сгорает.
Другое направление - обеспечить электромотору нормальную вентиляцию. Чем обусловлена необходимость:
а) подземного помещения
б) маленького
в) невентиллируемого
:?:

Третье направление - заменить электромотор на бензомотор, благо нефтяной завод. :) Мотор, что в машине, не боится подобных адских условий, почему бы не перенести подобную модельку и туда? С системой охлаждения, разумеется. (правда затраты на разработку и замену - огого будут)
Каждой хорошенькой девушке - по плохому танцору!
Хотите научиться играть в бридж? Тогда вам СЮДА

Аватара пользователя
Tulius
Популярный автор
Популярный автор
Сообщения: 4296
Зарегистрирован: 16 янв 2005, 16:05
Пол: Женский
Откуда: Санкт-Петербург
Контактная информация:

Сообщение Tulius »

Значит, речь идет о том, чтобы оставить двигатель и лишь изменить свойства среды. Нужна система охлаждения.

Кстати, насчет затрат... Что дешевле: один раз потратиться на замену системы или каждую неделю покупать новый двигатель?
Последний раз редактировалось Tulius 04 сен 2005, 11:24, всего редактировалось 1 раз.

Аватара пользователя
Шшок
Акула пера
Акула пера
Сообщения: 9094
Зарегистрирован: 28 ноя 2003, 14:05
Пол: Мужской
Откуда: С большой дороги.

Re: ТРИЗовская задачка

Сообщение Шшок »

Semak писал(а): Чем обусловлена необходимость:
а) подземного помещения
б) маленького
в) невентиллируемого
:?:
А черт его знает. Идиоты-проектировщики чего-то не додумали. Но что есть, то есть. И надо как-то устранить проблему без радикальный изменений существующей системы.

Аватара пользователя
Semak
Акула пера
Акула пера
Сообщения: 7894
Зарегистрирован: 13 май 2004, 18:30
Пол: Мужской
Откуда: Москва
Контактная информация:

Сообщение Semak »

Двигатель стоит как раз под дорогой?
Машины проезжают по "массивной бетонной плите", закрывающей его?
Каждой хорошенькой девушке - по плохому танцору!
Хотите научиться играть в бридж? Тогда вам СЮДА

Аватара пользователя
Шшок
Акула пера
Акула пера
Сообщения: 9094
Зарегистрирован: 28 ноя 2003, 14:05
Пол: Мужской
Откуда: С большой дороги.

Сообщение Шшок »

Semak писал(а):Двигатель стоит как раз под дорогой?
Машины проезжают по "массивной бетонной плите", закрывающей его?
Именно так.

Аватара пользователя
Tulius
Популярный автор
Популярный автор
Сообщения: 4296
Зарегистрирован: 16 янв 2005, 16:05
Пол: Женский
Откуда: Санкт-Петербург
Контактная информация:

Сообщение Tulius »

И еще на тему устранения двигателя. В конце концов, механическое решение проблемы не обязательно должно предполагать кардинальное изменение системы. Надо полагать, что существующий механизм устроен так: электродвигатель через цепную или зубчатую передачу вращает вал. От вала движение передается всевозможным рычагам, опускающим шипы и поднимающим шлагбаум. Проблема в том, как заставить влащаться вал. А здесь можно придумать механическую систему. Возможно, с применением гидравлики.
Подумайте над этим, я все же филолог, а не инженер.

Ответить

Вернуться в «Задачки»